Новости НФИИ
Деятельность комитетов

В СФ предложили проработать меры поощрения применяющих ИИ застройщиков

Участники секции по цифровой трансформации строительной отрасли и ЖКХ Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации рекомендовали Минстрою и Минэкономразвития России проработать вопрос по внедрению мер экономического стимулирования участников строительной отрасли, внедряющих технологии искусственного интеллекта (ИИ) в строительстве.

Исходя из дискуссии следующие решения были вынесены:

·Министерству строительства рекомендуется провести пилотные проекты в нескольких регионах и определить перечень процедур и сроков их выполнения, а также порядок внесения и обновления данных о ходе эксплуатации объекта капитального строительства в ИСУП для последующего их масштабирования на все регионы страны

·Минстрою, Минцифры, Минэкономразвития, "Дом. РФ" совместно с другими заинтересованными органами власти продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы для повышения уровня внедрения технологий искусственного интеллекта. В частности, рекомендуется разработать нормативные акты, стимулирующие внедрение технологий искусственного интеллекта в жилищном строительстве, установить требования к разработке и внедрению систем ИИ с учетом безопасности, этических норм и защиты персональных данных, а также разработать меры "по субсидированию, позволяющему снизить ставку проектного финансирования для проектов, реализующихся с применением технологий искусственного интеллекта".

Данные рекомендации прокомментировал руководитель комитета по строительству НФИИ - Бойчев Веселин Атанасов:

Цифровизация строительного процесса направлена на поднятие привлекательности финансирования оперативного строительства. В обычном инвестиционно-строительном проекте прозрачность результатов реализации графиков производства страдает от неточности и замедления оперативной и аналитической информации. Чаще показатели проекта случайно или умышленно деформируются и даже подменяются недобросовестным участником. С применением цифровизации прозрачность процессов и результатов строительства становится доступной в реальном времени, но, как правило, цифровые решения не могут интегрировать в себя общую бизнес-модель строительства. Оперативно получаемые анализы результатов не доходят быстро и объективно до управляющего проекта, поэтому здесь применение ИИ решает вопрос привязки различного софта в единую «бесшовную» цепочку, где у человеческого фактора роль сильно ограничена. Подобные решения единого бесшовного цикла «проект-стройка» не предъявляют всяких фантастических требований к ПО.
Группа А. Поощрение Застройщиков, Генподрядчиков и Подрядчиков, применяющих ИИ:

ИИ, как описано выше, повышает в разы прозрачность, информативность и возможность объективно оценивать риски проекта в реальном времени. Тем строителям, которым автоматизация и автономность оценки рисков в строительном проекте необходимы для получения максимально положительных результатов, необходимо поощрять в следующих направлениях:

1.Прозрачность процесса строительства показывает инвестору, как финансы конвертируется в строительный продукт с объективной оценкой качества. Такую прозрачность необходимо поощрять и финансировать уменьшением процентов операционных и инвестиционных кредитов. В практике, такой подход применяется во всем мире — чем процесс прозрачнее, тем и процент риска в кредите ниже. Как и поощрение премией за применение ИИ, для обеспечения прозрачности строительства должен быть процент финансирования проекта. Дополняя, можно говорить о том, что капитал для таких строителей должен быть на 2-5% дешевле, чем в проектах без применения ИИ.

2.Применение ИИ для текущей оценки качества применяемых трудовых ресурсов. Данный подход не направлен на увольнение рабочих без необходимой подготовки по технологическим картам. Подход «улавливает отклонения» в действиях участников и направляет их на тренинг для адаптации рабочих к требованиям строительного проекта. Строительные компании, применяющие ИИ для тренингов сотрудников, в разы снизят расходы на устранение плохого качества и обеспечат себе подготовленных рабочих быстрее и дешевле, чем конкуренты. Таким строителям необходимо предоставление системы ИИ на бесплатной основе в целях стандартизации кадров по ТТК на рабочих местах. Так, успехи в глобальной стандартизации поведения рабочих будут естественно-достижимой целью для строительных компаний. Как результат — отрасль решит вопрос с нехваткой обученных кадров, создавая единый минимальный стандарт подготовки.

3.Применение ИИ в целях подготовки проектировщиков на рабочих местах. Как правило, обучение проектировщиков замедляется из-за отсутствия мастеров и обучающих специалистов в ходе внедрения инструментов ТИМ. Запуск ИИ для решения таких задач даст качественно новый скачек в обучении кадров без участия мастеров или экспертов. ИИ в состоянии показать, рассказать, оценить и порекомендовать различные действия любому проектировщику на его рабочем месте. ИИ может формировать корректирующие тренинг-программы и самообучаться, пока обучает сотрудников проектной организации. Таким организациям необходимо предоставить инструменты обучения и контроля за отклонениями на основе грантов и поощряющих программ. Как результат — отрасль решит вопрос с нехваткой обученных кадров, создавая единый минимальный стандарт подготовки.
Группа Б. «Регистр цифровизации» с точки зрения управления сроками и качеством строительных проектов. Регистр ведется по показателям автоматизации, аналитичности и информационного обеспечения с точки зрения Инвестора/Застройщика/Инвест-Банка.

При применении ИИ в управлении строительного процесса Инвестор сам должен видеть в своих офисах План-Факт показателей, при этом без участия человеческого фактора в анализах и передаче информации. Таким образом, Государство должно обеспечивать доступ к тендерам на основе Показателей прозрачности исполнителя, а не на основе низкой цены, при которой нет прозрачности, а угроза дополнительных соглашений вероятнее и есть основа коммерческого предложения. Чем более автоматизацией отображения сроков и качества строительства обеспечиваются системы статистического контроля, но меньше субъектов, тем показатель прозрачности должен быть выше.